Что делать, если у банка отозвали лицензию?

    Начавшаяся в 2013 г. волна зачистки недобросовестных банков в 2014 г. только набирает обороты. Каждый месяц Центральный Банк отзывает по несколько лицензий у коммерческих банков. При этом физические лица более-менее от таких ситуаций застрахованы: для этого соответствующим Федеральным законом в конце 2003 г. было создано Агентство по страхованию вкладов. А вот что делать юридическим лицам? Ситуация для организаций незавидная


    В случае отзыва лицензии у банка, в котором у организации был открыт расчетный счет, операции по данному счету останавливаютсяденежные средства замораживаются.

    Последствия: зависшие платежи, в т.ч. налоговые, невозможно снять или перевести денежные средства в другой банк, в случае если у организации был только один расчетный счет, она на какое-то время остается без средств, притормаживается работа с клиентами и поставщиками, возникают дополнительные расходы.

    Надеюсь, что участь клиента банка,у  которого отозвали лицензию, обошла Вас стороной в прошлом, и данная проблема никогда не коснется Вас в будущем. Но на всякий случай в этой статье я хочу рассказать Вам о том, что же делать в первую очередь после того, как Вы узнали об отзыве лицензии обслуживающего Вас банка.

    Во-первых, постарайтесь успокоиться. Если все сделать правильно, то вернуть средства все-таки можно.

    Во-вторых, изучите как можно больше материалов в Интернете, посвященных отзыву лицензии у этого банка. Зачастую можно отыскать информацию о количестве активов банка и вероятности того, что на выплаты юридическим лицам хватит средств (выплаты юридическим лицам производятся в третью очередь, поэтому в ряде случаев им уже ничего не достается).

    В-третьих, следите за информацией на сайте ЦБ РФ о назначении временной администрации и конкурсного управляющего: 
    http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/LikvidBase.aspx

    В-четвертых, готовьте необходимые документы для предъявления требования кредитору. Во вложении к данной статье находится бланк требования и образец его заполнения, взятые с сайта Агентства по страхованию вкладов.

    Дополнительно к требованию необходимо приложить следующие документы:

    1.    Копия Устава;
    2.    Выписка из ЕГРЮЛ;
    3.    Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ;
    4.    Копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
    5.    Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего требование;
    6.    Копия Договора банковского обслуживания;
    7.    Выписка по банковскому счету на дату отзыва лицензии или предшествующую дату, за который была получена выписка.


    В-пятых, оформите все необходимые операции в бухгалтерском учете.
    Документом "Платежный ордер на списание денежных средств" (Операция - "Прочее безналичное списание денежных средств") в 1С 8.2  Комплексная автоматизация спишите на сч. 76 сумму, которая числилась на расчетном счете в проблемном банке.
    Создайте резерв по сомнительным долгам.

    Поправками в Налоговый кодекс и Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 г. с 1 мая 2014 г. отменена обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы и внебюджетные фонды об открытии/закрытии расчетных счетов, поэтому данные государственные органы ставить в известность о произошедшем не требуется.

    Далее вам необходимо следить за информацией на вышеуказанном сайте Центрального банка, чтобы вовремя отнести требование кредитору и необходимый пакет документов, как только прием этих бумаг будет начат.

    Помните, чем раньше Ваше требование будет получено, тем больше вероятность того, что Вам удастся вернуть свои средства!

    Бланк требования кредитора.doc

    Образец заполнения требования кредитора.docx