Пенсионная реформа: гибкость и завуалированность для решения проблемы дефицита

    Ни для кого не секрет, что одной из основных проблем Пенсионного фонда России является его дефицит. Борьба с ним ведется законодателями давно, но безуспешно.

    Если внимательно ознакомиться с последними предложениями по реформированию пенсионной системы, то можно заметить, что расчет пенсий становится все более сложным, вводится немалое количество новых, непривычных показателей, рассчитать которые сходу вряд ли кому-то удастся. К тому же ряд параметров будет изменяться ежегодно путем закрепления соответствующей величины в законодательных актах.

    Как отмечают эксперты, принятие данных предложений позволит только снизитьдефицит бюджета ПФР. А это значит, что вносимые сейчас изменения в существующее пенсионное законодательство, скорее всего, не последние.

    Основной целью текущего реформирования является попытка простимулировать население выходить на пенсию позже (желание отсрочить пенсионные выплаты населению), не формировать накопительную часть пенсии (попытка увеличить базу для выплаты страховых пенсий). Рассмотрим некоторые элементы новой пенсионной схемы подробнее.

    1.        Ужесточение требований к претендентам на получение трудовой пенсии по старости. Увеличен требуемый стаж, введено ограничение по минимальной сумме страховых взносов, перечисленных за конкретного гражданина. Все это так или иначе приведет к тому, что некоторые категории населения лишатся права на получение пенсии. Может, и небольшая, но все же экономия пенсионных средств.

    2.        Ввод надбавок к базовой пенсии за более поздний выход на пенсию. Учитывая, что ожидаемая средняя продолжительность жизни у россиян в 2012 г. составила 69,7 лет, то часть граждан, решивших поработать еще лет десять, попросту может не успеть оформить себе повышенную пенсию.

    3.        Расчет страховой пенсии в баллах. На мой взгляд, очень скользкий момент. Стоимость балла будет устанавливаться ежегодно, причем стоимость балла в каждый следующий год не может быть меньше стоимости балла в предыдущий. Но в целом подобные формулировки не гарантируют пенсионерам полную защиту от инфляции. Законодатели не скрывают, что стоимость балла будет определяться во многом исходя из возможностей Пенсионного фонда.

    4.        Расчетный показатель «индивидуальный пенсионный коэффициент». Больше всего в данном показателе смущает знаменатель формулы: предельный размер заработной платы, подлежащей обложению страховыми взносами. Учитывая, что уже к 2015 г. данный параметр хотят увеличить почти в два раза, не возникает иллюзий, что при желании снизить количество «пенсионных баллов» граждан это достаточно легко будет сделать с помощью увеличения «потолка» заработной платы.

    5.        Корректор за выработанный стаж и коэффициент, учитывающий выход на пенсию после достижения пенсионного возраста. Напоминает попытку косвенно увеличить пенсионный возраст. В том случае, если гражданин не выработал стаж в размере 30 лет, его «пенсионные баллы» будут сокращены (работает «ИПК стаж»). А вот если гражданин работал до 65 лет, то его пенсия будет увеличена (используется «КвозрастСЧ»).

    6.        Перевод коэффициентов в баллы. Первоначально коэффициент, равный единице, – это 10 пенсионных баллов. В дальнейшем это соотношение будет уменьшено: на каждую единицу коэффицента будет приходиться около 7 пенсионных баллов.

    7.        Ну и напоследок. Все те, кого законодатели называют «молчунами», лишатся возможности хоть как-то самостоятельно влиять на размер будущей пенсии: накопительная пенсия у таких граждан будет отсутствовать.

    Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что особенно надеяться на то, что государство обеспечит нам достойную старость, не приходится, а, значит, наступает время позаботиться о ней самостоятельно. Успехов Вам!